С таким предложением выступил народный депутат Сергей Иванов. Законом предлагается дать право государственным трудовым инспекторам труда предъявлять иски и заявления в суд, в частности о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Они смогут воспользоваться указанным полномочием при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.
Также согласно закону1 Роструд будет наделен полномочием обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников, в частности в защиту трудовых прав неизвестного круга лиц, и представлять интересы работника в суде. С целью этого планируется дополнить новыми абзацами ст. 356-357 Трудового кодекса.
В пояснительной записке к документу отмечается, что органы власти наделены правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе или в защиту прав, свобод и законных интересов неизвестного круга лиц, но лишь в случаях, предусмотренных законом (ст. 46 Гражданского процессуального кодекса). Речь заходит в частности о праве обращения ФПА России с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неизвестного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества (п. 2 ст. 35 закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ").
Одновременно с этим ТК РФ не предусматривает возможности обращения в суд трудовой инспекции в защиту интересов работников.
Независимое обращение работника в суд с иском о взыскании зарплаты представляется автору инициативы затруднительным в силу того, что работнику не так просто истребовать нужные документы у работодателя. Речь заходит в частности о расчете зарплаты, ведомости начисления, копии приказа о приеме на работу. Помимо этого, работник должен нести дополнительные денежные затраты по оформлению документов и оплате юридических услуг, тогда как он ограничен в финансовых средствах из-за невыплаты зарплаты.
В следствии за восстановлением своих нарушенных прав значительно чаще работники обращаются не в суд, а в трудовую инспекцию и прокуратуру. Но указанные органы только вправе привлечь виновных работодателей к административной ответственности и не располагают иными средствами стимулирования выплаты зарплаты работнику (ч. 1 ст. 5.27 КоАП) Одновременно с этим при вынесении судебного решения о взыскании финансовых средств в пользу работника, судебные приставы в отношении должника-работодателя могут применить принудительные меры для выполнения судебного акта, в частности сократить его выезд из страны (п. 6 ч. 10 ст. 34.1 закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об аккуратном производстве").
Отметим, что за невыплату либо задержку выплаты заработной платы в отношении должностного лица может быть вынесено предупреждение либо назначен штраф на сумму до 20 тыс. руб., штраф до 5 тыс. руб. может быть назначен в отношении ИП, и до 50 тыс. руб. для юрлиц (ч. 6 ст. 5.27 КоАП).
А за невыплату зарплаты из корыстной либо другой личной заинтересованности в отшении работодателя предусматривается уже уголовная ответственность. В частности, за частичную невыплату зарплаты более трех месяцев (более половины надеющейся работнику суммы) установлена большая санкция виде лишения свободы на срок до года, а за полную невыплату зарплаты более двух месяцев – в виде лишения свободы на срок до трех лет с вероятным лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на тот же срок (ч. 1-2 ст. 145.1 УК).
Комментариев нет:
Отправить комментарий